Может ли быть передовой педагогический опыт обобщен в форме публичного выступления

Передовой педагогический опыт – это опыт, который отличается от массового положительного высокой результативностью и оптимальностью, т.е. достижением высоких результатов с приложением минимальных усилий педагога и учащихся. Главная задача обобщения передового педагогического опыта состоит в том, чтобы выявить в нем самое существенное, определяющее все стороны изучаемого явления, раскрыть методы и приемы, при помощи которых достигнут положительный эффект в работе педагога. Изучение и обобщение передового педагогического опыта – веление времени, целью которого является совершенствование содержания и повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях.

Обобщение передового педагогического опыта работы

Метод самооценки: метод оценки педагога самого себя, своих возможностей, качеств, мастерства среди других людей. Диагностика: установление состояния диагностируемых объектов и др. Обобщение педагогического опыта, его описание, уровни практический, научный, методический. Соотнесение уровней и формы обобщения: 1. Практический, формы обобщения: открытый урок, семинар-практикум, творческий отчет, выставка, реферат, справка. Методический, формы обобщения: педагогические чтения, мастер-классы, авторская школа, видео, другое. Научный, формы обобщения: публикации, статьи, тезисы, в сборниках научно-практических конференций, монографии, другое.

Затем учитель показывает непосредственно то, что ему удалось наработать. Создание картотеки находок, приемов на уроке и во внеклассной работе по предмету. Завуч собирает информационные листки с описанием передового педагогического опыта у педагогов школы. Содержание педагогического опыта. Оценка опыта. В библиотеке создается база сценариев и планов уроков и внеклассных мероприятий. При наличии в школе компьютеров создается база данных по документальному обеспечению учебного процесса и по всем разработкам в рамках передового педагогического опыта, Познавательные, профессиональные экскурсии. Межшкольные научно методические обмены. Метод кейсов. Решение и анализ педагогических ситуаций. Фестиваль педагогического творчества. В фестивале участвуют все педагогические организации школы, учащиеся, родители.

Эта работа заканчивается не тогда, когда в статью уже нечего добавить, а когда из нее уже нельзя ничего выбросить. Все испытывают трудности при изложении. Для того чтобы подчеркнуть направление вашей мысли при написании статьи и сделать более наглядной его логическую структуру, вы можете использовать различные вводные слова и фразы: Во-первых,... Кроме того... Более того... В добавление к вышесказанному... В уточнение к вышесказанному... Также В то же время... Вместе с тем... Подобным образом... Следовательно Отсюда следует... Таким образом... Между тем... Тем не менее... С другой стороны В целом... Подводя итоги... В заключение...

Но в показе не видны замысел и стадии становления опыта, возникающие трудности, нерешенные вопросы, педагогические принципы. Поэтому та часть общих требований к обобщению опыта, которая не была раскрыта в показе, может быть использована в комментарии. Язык и речь выступающего при этом должны быть максимально точными и однозначными. Наиболее трудная часть опыта — методика, может быть раскрыта через: - словесный показ тех противоречий, проблем, потребностей, которые возникли в практике; - цели и задачи, которые педагог поставил перед собой; - наиболее типичные, эффективные формы, методы и приемы работы, раскрытые через конкретные образцы деятельности; - последовательность, этапы деятельности; - возможные варианты других способов решений проблемы; - преимущества данного подхода, раскрытые в форме выводов; - изложение результатов деятельности. Рассказ может быть дополнен показом, консультациями, индивидуальными беседами перенимающих опыт и передающего опыт педагога. Методисты помогают в организации такого рода контактов в виде семинаров, в т. Его социальная значимость и практическая направленность. Осмысление вопросов, не получивших в опыте достаточных решений и требующих дальнейшей работы.

Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта

Обобщение, с одной стороны, призвано содержательно раскрыть изучаемый опыт, с другой — раскрыть пути его становления, технологические возможности, как основы использования в других условиях. Главная задача анализа и обобщения передового педагогического опыта состоит в том, чтобы выявить в нем самое существенное, определяющее все стороны изучаемого явления, раскрыть методы и приемы, при помощи которых достигнут положительный эффект в работе педагога. Ушинский писал: «… факт сам по себе ничто, и важна только идеальная сторона факта, мысль из него вытекающая и им подкрепляемая. Передается мысль, вытекающая из опыта, но не самый опыт Ушинский К. Педагогические сочинения: в 6 т. Соблюдение всего комплекса представленных требований служит основой для обобщения опыта и делают возможным его воспроизведение. Показ как вид обобщения опыта Показ, как демонстрация образца выполнения действия, предназначен для педагогов конкретного профиля деятельности, ориентирован на зафиксированную потребность именно в данном опыте, на уровень готовности педагогов к его восприятию и пониманию. Показ, в основном, решает задачи популяризации и пропаганды опыта педагога.

Затем как эффективное применение на практике известных научных положений и совершенствование на этой основе учебно-воспитательного процесса и как реализация отдельных сторон педагогического труда. Чувство нового всегда связано с широтой педагогического кругозора, с глубоким пониманием перспектив развития опыта педагога. Шестой показатель ППО - его актуальность и перспективность. Обоснование актуальности и перспективности опыта должно вытекать из двух основных позиций: - в какой мере данный опыт способствует решению основных задач воспитания и обучения, поставленных перед ОУ социальный заказ , для дальнейшего совершенствования практики учебно-воспитательной работы; - какие противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике успешно решаются данным опытом. Раскрытие противоречий, на разрешение которых был направлен опыт педагога, помогает глубже понять смысл, научное и практическое значение опыта и по достоинству оценить достигнутые результаты. Седьмой показатель ППО - репрезентативность. Репрезентативность - это: достаточная проверка опыта по времени; подтверждение позитивных результатов не только в работе одного преподавателя, но и в деятельности всех педагогов, которые берут этот опыт на вооружение; возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими, расширение этого опыта до массового. Восьмой показатель ППО - соответствие его современным достижениям педагогики и методики, научная обоснованность. Должна существовать возможность анализировать передовой опыт с позиций современных педагогических знаний. ППО может быть или результатом творческих теоретических поисков педагога или его находкой в процессе проб и ошибок. Но в любом случае такой опыт всегда будет иметь научную основу. Одна из задач обобщения ППО и заключается в том, чтобы дать ему научное истолкование. При наличии следующих признаков данный опыт следует причислить к передовому, но затем надо ещё раз измерить, в какой степени данный признак проявляется: Коллективный, групповой и индивидуальный, в зависимости от того, кто является его автором, дает высокие результаты по признаку эффективности. Исследовательский, частично поисковый, репродуктивный - определяется по степени новизны.

Желательно проводить обучение в малых группах с решением индивидуальных проблем в рабочем порядке. Обобщению-показу, в основном, подлежит опыт обучения и в меньшей степени — опыт воспитания. Хотя широкое распространение получили открытые мероприятия, мастер-классы, учебные игры и др. К проблемам воспитательной деятельности, решаемых через обобщение-показ опыта, можно отнести: организацию и проведение школьных дежурств, родительских собраний, классных тематических часов, конференций и др. Необходимо продумать содержательный комментарий к показу. Словесная часть должна уточнить, конкретизировать то, что не вошло в показ. Он в значительной степени раскрывает методику, дает возможность наблюдать материально-технические и морально-психологические условия, стиль деятельности педагога, характер его контактов с учащимися, многообразие поведенческих реакций, педагогическую технику и т. Но в показе не видны замысел и стадии становления опыта, возникающие трудности, нерешенные вопросы, педагогические принципы.

Критерии передового опыта 1. Высокие результаты обучения и воспитания. Высокие показатели успеваемости. В данном случае важна не отметка, а глубина и прочность знаний, образованность, культура, которую учитель формирует у учеников. Устойчивость и постоянство успехов учебно-воспитательной работы. В данном случае речь идет об опыте, который может и не содержать в себе чего-то нового, но, основанный на успешном применении научно и практически доказанных принципов и методов, он является образцом для тех учителей, которые еще не овладели педагогическим мастерством. Памятка по обобщению опыта учителя 1. Внимательно следите за научно-методической литературой, составьте библиографию литературы по интересующему Вас вопросу. Отмечайте при этом Ваши сомнения, неудачи. Выбирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в Вашей работе и работе Ваших товарищей. Целесообразно взять тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, и постараться оформить ее как можно точнее, конкретнее. Определите форму обобщения. Это может быть доклад, статья. Номожно обобщить опыт и по-другому. Набросайте краткий план темы 3—4 основных вопроса , затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для Ваших выводов. Снова и снова уточняйте план; уже в нем должна быть отражена основная идея и логика изложения темы. При написании доклада сначала набросайте черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать «наукообразно». Литературу используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов. Оценивайте практически свой опыт. Сообщая об успехах, не забудьте о недостатках, трудностях, ошибках.

Лекция 1.7. Тема:Изучение, обобщение и использование передового педагогического опыта

Педагогический опыт Способы представления и распространения педагогического опыта Педагогический опыт в широком смысле — это такое мастерство педагогов, которое дает стабильно высокие результаты в обучении и воспитании учащихся; в развитии конкретного педагога, воспитателя, руководителя; в самосовершенствовании профессионально-педагогической компетенции педагогических работников образовательных учреждений. Педагогический опыт в узком смысле означает такую педагогическую практику, которая творчески использует все лучшее из теории, вносит новизну и прокладывает дорогу неизвестному, позволяющему совершенствовать качество и результаты образовательно-воспитательной деятельности. Изучение, обобщение и распространение педагогического опыта является одним из наиболее трудоемких и сложных направлений в должностных обязанностях методистов и, как правило, в большинстве дошкольных учреждений это наиболее труднореализуемый раздел методической работы с кадрами. Выявление образцов педагогической деятельности или педагогического опыта Методы выявления: - анализ результатов мониторинга качества образования дошкольников; - просмотр занятий в образовательном учреждении; - оперативный и тематический контроль; - конкурсы профессионального мастерства, конференции, семинары, другое. Изучение педагогического опыта Методы изучения: 1. Анализ документов: исследование результатов педагогической деятельности на основе мониторинга знаний дошкольников; сравнение документов различного характера автора опыта с существующими рекомендациями с целью выявления нетрадиционных сторон в его педагогической деятельности; учебно-методических, дидактических материалов; материалов аттестации и др. Анкетирование: социологическое исследование значимости изучаемого опыта для коллег, родителей возможно, но необязательно.

Организация обобщения и трансляция эффективного педагогического опыта. Разное Педагогический опыт, которым, я считаю, необходимо делиться, - педагогическая практика, которая творчески использует все лучшее из теории, вносит новизну и прокладывает дорогу неизвестному, позволяющему совершенствовать качество и результаты образовательно-воспитательной деятельности. Результаты работы каждый педагог обобщает, делится наработками, планирует что-то новое после общения с коллегами. Заветное» Учитель не профессия, а вся жизнь! Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что ты преподаешь, и любить того, кому преподаешь. Ключевский Педагогический опыт Способы представления и распространения педагогического опыта Педагогический опыт в широком смысле — это такое мастерство педагогов, которое дает стабильно высокие результаты в обучении и воспитании учащихся; в развитии конкретного педагога, воспитателя, руководителя; в самосовершенствовании профессионально-педагогической компетенции педагогических работников образовательных учреждений. Педагогический опыт в узком смысле означает такую педагогическую практику, которая творчески использует все лучшее из теории, вносит новизну и прокладывает дорогу неизвестному, позволяющему совершенствовать качество и результаты образовательно-воспитательной деятельности. Под обобщением опыта понимается его осмысление с более общих научных эмпирических греч. Соответствие тенденциям общественного развития, социальному заказу. Высокая результативность и эффективность педагогической деятельности. Оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития. Стабильность результатов учебно-воспитательного процесса. Наличие в нём элементов новизны. Актуальность и перспективность. Соответствие его современным достижениям педагогики и методики, научная обоснованность. Главным критерием определения передового педагогического опыта является высокая результативность, так как обоснованное суждение о работе можно вынести лишь при получении конечных результатов, а не запланированных достижений. Критерий результативности нуждается в пояснении. Она сводится к уменьшению учебного времени на проработку материала при одновременном увеличении объема усвоенных знаний, умений и навыков. Критерий результативности характеризуется через понятия интенсивности и эффективности педагогического труда.

По времени доклады могут длиться от 10-15 минут до 2-3 часов. Выступление — краткое сообщение по какому — либо вопросу. Выступления всегда кратки — 3-5 минут, тема может быть выбрана заранее в рамках обсуждаемой проблемы, либо сформулирована в ходе обсуждения проблемы. Статья — одна из важных форм обобщения инновационной педагогической практики. Главная цель публикации — это возможность раскрыть оригинальные аспекты и индивидуальные алгоритмы решения педагогических задач. Статья представляет собой самостоятельную описательную текстовую единицу, законченное произведение, освещающее определенную тему, идею, вопрос, содержащее элементы их анализа, и предназначена для периодического, продолжающегося издания или непериодического сборника. В статье конкретно и в сжатой форме излагается современное состояние описываемого вопроса, ключевые тенденции в исследовании и практический опыт автора по его решению. Обобщение инновационного педагогического опыта обычно представлено в форме научно-методической или методической статей. Цель научно-методической статьи — освещение актуальной педагогической проблемы, разработка определённого способа ещё решения на уровне методики и технологии. Методическая статья носит практико-ориентированный характер, предполагает раскрытие методических аспектов освещаемой автором педагогической проблемы. Методические рекомендации — один из наиболее распространенных видов печатной методической продукции, способ обобщения инновационной педагогической практики. Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик. Их задача - рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий, применительно к определенной группе лиц или деятельности. Демонстрация инновационной педагогической практики Мастер-класс — это одно из основных средств передачи концептуальной идеи авторской педагогической системы, форма обобщения и распространения педагогического опыта. Цель мастер-класса — создать условия для профессионального самосовершенствования педагога.

Выявление, изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта является важной частью методической работы ДОО. Публикация «Распространение идей передового педагогического опыта» размещена в разделах Темочки Роль старшего воспитателя в обобщении опыта работы очень велика, так как именно он должен увидеть ППО в незаметном ежедневном труде педагога, осмыслить его, проанализировать, какими средствами, с помощью каких методов и приемов достигаются высокие результаты. Распространение педагогического опыта — процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления или результаты опыта инновационной педагогической деятельности до целевой аудитории, апробирование данного опыта другими педагогами и внесение в него необходимых корректив. Распространение опыта должно последовательно осуществляться на различных уровнях: локальном внутри ДОО, муниципальном, республиканском региональным, федеральном и т. Внедрение - наиболее важный и наименее изученный этап в системе распространения передового опыта. Можно хорошо изучить и обобщить, даже успешно пропагандировать и в приказном порядке заставлять его применять, и все же успеха не достичь. Внедрение нелегко дается воспитателю ДО, он требует творческих усилий, способности к трансформации и преодоления трудностей, большого желания и силы воли, настойчивости и умения анализировать свои ошибки и неудачи. Неудачи в начале, даже при самой тщательной подготовке, неизбежны. Нужны навыки, приспособления, отработки приема с учетом своих индивидуальных данных. Внедрение передового педагогического опыта может быть организовано в каждой образовательной организации независимо от качественного состава кадров. В связи с этим старшему воспитателю необходимо периодически оформлять в методическом кабинете выставки имеющегося отечественного и зарубежного передового опыта работы, с аннотацией и рекомендациями по его внедрению. Такой опыт можно разместить под разными рубриками: «Передовой опыт — в практику», «Мастера воспитания», «Внимание!

Метод изучения и обобщения передового педагогического опыта

Приемы внедрения в практику передового опыта. Смысл и цель изучения и обобщения передового педагогического опыта заключается в том, чтобы достижения мастеров педагогического труда сделать достоянием всех учителей. Проводится в тех случаях, когда нет других способов убедиться в целесообразности внедрения проверяемого опыта. Задача того, кто обобщает передовой опыт, заключается не только в том, чтобы фиксировать чужие достижения, автоматически применяя их. Основная часть 1. Этапы обобщения ППО методистами Основные этапы по изучению и обобщению чужого передового педагогического опыта выглядят следующим образом [2]: 1. Определение цели изучения ППО. Прежде чем приступить к обобщению передового педагогического опыта, необходимо уточнить полученные данные и конкретизировать их, проанализировать фактический материал и при необходимости дополнить его, провести практическую проверку полученных результатов. Что такое передовой педагогический опыт? К передовому педагогическому опыту относится такая практика, которая содержит в себе элементы: •творческого поиска •новизны •оригинальности. т.е. то, что называется новаторством.

Обобщение передового педагогического опыта работы

Существует определенная технология обобщения педагогического опыта в учреждении дополнительного образования детей. Во-первых, необходимо выяснить, есть ли в учреждении педагогический опыт, который надо обобщить? 9. Помните, что, обобщая педагогический опыт, вы выполняете важную общественную обязанность, способствующую дальнейшему улучшению дела обучения и воспитания детей. Педагогический опыт может быть обобщен на различном уровне. Из этого следует, что распространять и внедрять в практику организаций образования надо анализировать, обобщать и распространять любой положительный опыт педагогов. Передовой педагогический опыт должен быть источником решения педагогических проблем. изучаемом опыте; выражение основных результатов изучения в форме описания или устного сообщения. Обобщение педагогического опыта обязательно включает в себя такие последовательные действия, как.

Вы точно человек?

Опыт модифицирующий содержит менее выраженные, менее оригинальные элементы нового. Он построен на серьезном усовершенствовании, развитии существующих форм и подходов, однако полезен и относительно легче распространяется. Одной из сложных задач исследователя всегда был и остается поиск образцов передового педагогического опыта. На этой ступени научной работы, во-первых, важно определить источники надежной информации о передовом опыте. Вслед за этим осуществляется отбор объектов изучения, оформляется определенный вид правовых связей исследователя с авторами опыта, разрабатывается программа, по которой далее действует исследователь. Во-вторых, необходимо выявить критерии отбора действительно передового опыта, то есть экспертный аппарат, позволяющий обоснованно зачислить те или иные образцы педагогического творчества в число передовых. Естественно, что, проводя эту работу, исследователь опирается на официальные оценки опыта со стороны ученых, руководства учебных заведений, административных органов народного образования и т. Однако нередко опыт успешного решения социально-педагогических задач, особенно в микромасштабе, не попадает в поле зрения названных лиц и организаций.

В этом случае исследователь, как лицо заинтересованное в выявлении передового опыта, ведет поиск самостоятельно. Обратимся к источникам изучения передового педагогического опыта и дадим их краткий обзор. Все их разновидности можно отнести к одной из трех групп: зафиксированный в письменной форме; зафиксированный в памяти лиц, способных устно освещать его содержание; наконец, незафиксированный живой опыт конкретной деятельности, поддающийся визуальному наблюдению, описанию. Значительный интерес для научного анализа представляют рукописные машинописные формы отражения передового педагогического опыта. В каждом городе, области, крае, республике и в стране систематически проводятся различные научные и методические конференции. Доклады ученых, педагогов, руководителей учебных заведений — неиссякаемый, непрерывно пополняющийся фонд педагогического творчества, мудрости, открытий, находок. С материалами или тезисами докладов этих конференций можно ознакомиться в библиотеках.

Их изучение и обобщение представляется важнейшей задачей исследователей. Административные органы народного образования, а также методические службы учебных заведений, как правило, постоянно фиксируют и представляют на различного рода конференциях, выставках и других мероприятиях передовой опыт педагогов в специальных изданиях, методических разработках, отчетах, описаниях, иллюстрациях, схемах, моделях и т. Было бы неверным недооценивать подобные продукты педагогического творчества. Вторую группу источников ознакомления с опытом представляют собой устные формы его освещения. В практике сложился ряд устойчивых способов организации таких сообщений. К ним относятся выступления авторов передового опыта на различного рода совещаниях, мастер-классах, методических межвузовских и межшкольных конференциях, семинарах по обмену опытом, курсах повышения квалификации педагогов и т. Часть ценного материала может быть опубликована в печати или составить текст доклада, представленного в методические фонды учебных заведений или административные органы народного образования.

Однако немало ценнейших находок у творчески работающих педагогов исследователь может встретить благодаря личному участию в общении и беседах с ними.

Основания выявления и определения опыта: по итогам анализа работы педколлектива или отдельного учителя за год; в ходе реализации внутришкольного контроля; в ходе изучения работы педагога, аттестуемого на первую или высшую категорию; самим педагогом в качестве темы самообразования и т. Примерный план действий при организации процесса изучения и обобщения опыта Формулировка проблемы, объекта и предмета изучения. Определение теоретической базы опыта. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для профессионального развития коллектива и совершенствования образовательного процесса ОП. Выбор методов изучения опыта, определение критериев его оценки. Подготовка объектов и субъектов к изучению опыта.

Непосредственное изучение опыта: Изучение деятельности педагога, ее результатов: - общая цель ОП, конкретные педагогические задачи; - подходы к отбору содержания обучения, к организации и осуществлению ОП, конкретные педагогические задачи, дифференциация и индивидуализация ОП; - управление процессом усвоения знаний учащимися; формирование навыков компетенций ; - развитие определенны личностных качеств, формирование личностно-социальных компетенций учащихся, системы убеждений и отношений; - владение педагогом разными видами профессиональной деятельности методологической, методической, диагностической, проектировочной, коррекционной и т. Изучение деятельности учащихся, ее результатов: - мотивация учебной деятельности; - уровень владения рациональными приемами репродуктивной и поисковой познавательной деятельности; - уровень самостоятельности мышления и учебных действий; - самоконтроль и самоанализ учебной деятельности; - коммуникабельность в работе; - сформированность нравственных качеств в учебно-познавательной деятельности. Первичная обработка материалов. Анализ и обобщение, вычленение главного, особенного, общего и единичного в опыте. Описание опыта. Что делается на начальном этапе? Коллективное обсуждение организационных вопросов, распределение обязанностей, определение исполнителей, сроков, методов и приемов работы. Памятка руководителю методисту по изучению опыта работы Предварительная работа с соответствующей литературой.

Сбор информации о профессиональной деятельности педагога: встречи и беседы с педагогом, беседы с администрацией, руководителем методического объединения, родителями учащихся, изучение мнения коллег о данном педагоге, изучение результатов работы, знакомство с материалами профессионального портфолио при его наличии ; Посещение учебных занятий, проводимых педагогом. Определение его научно-методической основы, стиля работы.

Дело лишь в том, что не каждый педагог осознаёт это. Естественно, они имеют в виду традиционную парадигму образования. Являясь членом городской проблемной группы по обобщению и распространению педагогического опыта, я имела счастливую возможность неоднократно убеждаться в необычайных педагогических способностях моих коллег. Вместе с тем я ещё раз убедилась в необходимости помогать, учителю делиться опытом своей работы, поддерживать его при демонстрации педагогических достижений и находок. Хочу поделиться опытом работы методического совета нашей школы по обобщению и распространению педагогического опыта. Приступая к выполнению любого дела мероприятия, программы, обобщению своего опыта или опыта коллег и т. Что это дело дает мне? Что я смогу дать делу?

Или: что я могу сделать для наиболее оптимального выполнения данной работы с наименьшими затратами сил физических и психологических своих и тех, с которыми и для которых я буду работать.

Метод самооценки: метод оценки педагога самого себя, своих возможностей, качеств, мастерства среди других людей. Диагностика: установление состояния диагностируемых объектов и др. Обобщение педагогического опыта, его описание, уровни практический, научный, методический. Соотнесение уровней и формы обобщения: 1. Практический, формы обобщения: открытый урок, семинар-практикум, творческий отчет, выставка, реферат, справка. Методический, формы обобщения: педагогические чтения, мастер-классы, авторская школа, видео, другое. Научный, формы обобщения: публикации, статьи, тезисы, в сборниках научно-практических конференций, монографии, другое.

Человек постоянно стремился быть оцененным по заслугам и придумывал самые разнообразные способы представления информации о личностных достижениях: автобиографические записки, дневники, личные альбомы. Сегодняшний день диктует быстрый ритм жизни, поэтому мы должны научиться емко и оригинально представлять информацию о себе, используя самые оперативные средства коммуникации. Умение транслировать свой профессиональный опыт является обязательным для современного работника любой сферы деятельности. Для учителя - это не только обязательное качество, свидетельствующее о его профессиональной компетентности и соответствии занимаемой должности, но и инструмент саморазвития. Одной из целей совершенствования образования на современном этапе развития нашего общества является повышение качества образования. Без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения передового опыта, повышения профессионализма педагога этого достичь невозможно. Утверждение К. Ушинского о том, что «учитель живет до тех пор, пока учится», в современных условиях приобретает особое значение.

Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы. С процессом освоения опыта связаны такие процессы как «внедрение», «трансляция», распространение», «обмен». В этом понятийном поле сегодня появился еще один термин — диссеминация. Этим понятием обозначается особый способ распространения и освоения опыта, адекватный конкретным потребностям его реципиентов и имеющий характер «выращивания».

Основные формы изучения и обобщения педагогического опыта

Учебное пособие по теме: Передовой педагогический опыт, его значение на современном этапе развития общества критерием передового педагогического опыта выступает его актуальность, которая выражается в соответствии опыта современным тенденциям. Методика изучения и обобщения. Формы и методы работы администрации и педагога по обобщению опыта. 1. Консультации устные проводятся в форме свободной беседы. Передовой педагогический опыт – это опыт, который отличается от массового положительного высокой результативностью и оптимальностью, т.е. достижением высоких результатов с приложением минимальных усилий педагога и учащихся. это практика, которая содержит в себе элементы творческого поиска, оригинальности, новизны в рабочем процессе. Все то, что объединяется понятием "новаторство". Структура материала о передовом опыте определяется автором (составителем) в соответствии с поставленной задачей и может модифицироваться в зависимости от конкретного материала. Материал о передовом опыте включает следующие структурные элементы.

Основные формы изучения и обобщения педагогического опыта

Они могут проявляться на уровне научных открытий новое содержание, новые формы, методы обучения и воспитания, установление новых закономерностей, эффективного совершенствования педагогического труда и повышения его результатов. Затем как эффективное применение на практике известных научных положений и совершенствование на этой основе учебно-воспитательного процесса и как реализация отдельных сторон педагогического труда. В практике бывают случаи подмены ППО прожектёрством. Прожектёрские начинания, которые чаще всего делаются "на показ", в погоне за дешёвым успехом, не выдерживают проверки временем, не дают устойчивых положительных педагогических результатов. Вот почему так важно безошибочно отличать действительно ППО от беспочвенного прожектёрства. Чувство нового всегда связано с широтой педагогического кругозора, с глубоким пониманием перспектив развития образовательной организации.

Шестой показатель ППО - его актуальность и перспективность. Раскрытие противоречий, на разрешение которых был направлен опыт педагога, помогает глубже понять смысл, научное и практическое значение опыта и по достоинству оценить достигнутые результаты Седьмой показатель ППО - репрезентативность. Восьмой показатель ППО - соответствие его современным достижениям педагогики и методики, научная обоснованность. Должна существовать возможность анализировать передовой опыт с позиций современных педагогических знаний. ППО может быть или результатом творческих теоретических поисков педагога или его находкой в процессе проб и ошибок.

Но в любом случае такой опыт всегда будет иметь научную основу. Одна из задач обобщения ППО и заключается в том, чтобы дать ему научное истолкование. При наличии этих признаков данный опыт следует причислить к передовому, но затем надо ещё раз измерить, в какой степени данный признак проявляется. Классификация передового педагогического опыта. В последнем успешно повторяются уже известные методические рекомендации и опыт других педагогов-мастеров труда.

В поисковом опыте вносятся элементы нового в известный опыт. Исследовательский новаторский - это когда педагог предпоагает новые пути решения учебно-воспитательных задач, экспериментально доказывая их. Работа по изучению, обобщению и распространению ППО - это не временная кампания, не эпизодическое мероприятие, проводимое раз в году в виде научно-практической конференции или педагогических чтений, а обязательный элемент повседневной деятельности учителей, воспитателей, руководителей образовательной организации. Поскольку от правильной постановки этого дела в значительной степени зависит эффективность и качество работы образовательной организации, его нельзя пускать на самотёк, а необходимо осуществлять "поэтапно", в определённой последовательности. Основные этапы работы по изучению и обобщению ППО по Р.

Чтобы выявить, изучить опыт педагога и, обобщив его, сделать полезным для других, нужно составить программу изучения ППО с анкетами, опросниками , используя предложенный нами опыт. Изучение и обобщение опыта: 1. Итак, после выявления опыта, начинается процесс его изучения. Период изучения опыта крайне сложен и ответственен. Если руководитель будет судить только по результату, без тщательного анализа педагогического процесса, можно заранее предсказать бесполезность такого изучения.

Анализ и обобщение опыта. Под анализом опыта понимают мысленное расчленение целостного педагогического процесса на составляющие его элементы. Выделяемые путём анализа элементы педагогического опыта оцениваются с точки зрения их педагогической эффективности. При анализе и оценке этого элемента опыта педагога необходимо выяснить, какие именно задачи он поставил перед собой. Анализ должен установить, как педагог определяет содержание обучения, в какой мере оно отвечает намеченным педагогическим задачам.

При анализе и оценке опыта педагога необходимо обратить внимание на соответствие его деятельности поставленным педагогическим задачам, специфике содержания обучения, уровню подготовленности детей к обучению в школе, индивидуальным особенностям детей и т. При анализе и оценке деятельности детей особенно важно установить, как они относятся к ней работают целеустремлённо, с увлечением, интересом или неохотно. При анализе и оценке этого элемента опыта необходимо установить, насколько удачно и в соответствии с поставленными педагогическими задачами, особенностями содержания обучения подобраны и используются учебно-наглядные пособия, современные технические средства, оборудование, дидактические материалы и т. Особое внимание следует обратить на выявление оригинальных пособий, дидактических материалов, изготовленных силами педагога. При анализе и оценке следует обратить внимание на те условия, которые наиболее удачно организует и использует педагог для достижения положительных результатов обучения.

При анализе и оценке необходимо учитывать умение не только воспроизводить знания, но и самостоятельно их приобретать и применять; выявлять умения и навыки, изменения в развитии детей, уровня воспитанности. Из сказанного выше видно, что анализ, то есть расчленение на части целостного педагогического процесса, одновременно сопровождается установлением связей между отдельными частями, элементами целого. Выясняется, какую функцию исполняет каждый выделенный элемент в целостном педагогическом опыте, как он влияет на достижение устойчивых положительных результатов. А это уже есть обобщение. Под обобщением понимают выводы или мысли общего характера, возникающие в итоге анализа и сопоставления отдельных фактов, явлений.

Чем глубже и разностороннее анализ, тем больше ценных обобщающих выводов можно извлечь из фактов опыта. А это очень важно, так как передаётся не сам опыт. А мысли, выделенные из опыта, на основе которых можно сформулировать рекомендации. Рекомендации по обобщению передового педагогического опыта. Методика обобщения ППО.

Материалы опыта наглядно оформить и представить в методкабинет. Оформление обобщённого передового педагогического опыта. Какое, когда окончил учебное заведение. Квалификационная категория. Памятка обобщения передового педагогического опыта рекомендации педагогам ДОО.

Целесообразно взять тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, и постарайтесь её оформить как можно точнее и конкретнее. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать "наукообразно". Сообщая об успехах, не забудьте о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта - результаты. Рассказ об опыте неинтересен и неубедителен, если в нём не показано, как растут и развиваются дети.

Так могут появиться ценные мысли, нужные факты. Методика обобщения и распространения ППО. Этот вопрос охватывает организацию, основные формы и методы обобщения и распространения ППО. Взаимосвязь организации, форм и методов можно представить в виде следующей схемы. Организационные единицы Формы Методы Методические объединения Открытые занятия Наблюдения Научно-педагогический Семинар Научно-практическая конференция Беседа Проблемная лаборатория Совет педагогов Анкетирование Школа передового опыта Педагогические чтения Анализ документации Школа педагогического мастерства Педагогическая выставка Хронометрирование Спецкурс Диспуты и дискуссии и т.

Самообразование Семинарские занятия Практикумы Консультации и т. Любая организационная единица может использовать практически все формы и методы обобщения и распространения ППО. Названные организационные единицы не исключают и другие способы обобщения и распространения ППО. В каждой ДОО, исходя из конкретных условий и состава педагогического коллектива, избирают тот способ, который наиболее им подходит. Выявить, изучить, обобщить, распространить ППО - это ещё не всё, внедрить его, вот наиболее трудная составная часть этой работы.

Главное для успешного внедрения ППО - это умение администрации заинтересовать педагогов новым опытом, вызвать у них желание и творческую готовность овладеть им. Здесь недопустимо применение каких-либо административных мер. Нужно, чтобы педагог сам вдумчиво отобрал полезное для себя, творчески переработал и органически соединил со своим личным опытом. Обобщая практику внедрения ППО, можно назвать следующие основные элементы, из которых складывается этот сложный процесс: ознакомление педагогов с ППО, разъяснение преимуществ рекомендуемых новшеств по сравнению с обычными способами работы; показ в действии методов и приёмов работы, подлежащих внедрению; практическое обучение педагогов использованию рекомендуемых методов и приёмов школа ППО, семинары, практикумы; решение Совета педагогов ДОУ, производственного совещания с рекомендациями о внедрении ППО; контроль за выполнением решений, оказание необходимой помощи в преодолении возникших затруднений. Итак, необходимо использовать разнообразные активные формы распространения ППО.

Титульный лист Обобщённый педагогический опыт педагога муниципального образовательного учреждения полное название учреждения Ф. Тема опыта Идея опыта главная цель Структура описания обобщённого педагогического опыта. Сведения об авторе. Условия формирования опыта. Теоретическая база опыта.

Актуальность и перспективность опыта. Новизна опыта. Адресность опыта. Трудоёмкость опыта. Технология опыта.

Результативность опыта. Схема описания передового педагогического опыта по модульной технологии. Титульный лист. Чётко определить наименование темы, в котором должен быть отражён характер решаемой педагогом управленческой, методической или воспитательно-образовательной проблемы. Далее надо сформулировать идею опыта.

Идея - центральная, основная мысль опыта. Например, формирование творческой личности дошкольника средством решения изобретательских задач. Идея должна следовать теме, а опыт - раскрывать идею. ИПМ 1. Сведения об авторе: Ф.

Образование Название полное учебного заведения, год его окончания Специальность по диплому Место работы Должность Педагогический стаж Стаж работы в занимаемой должности Квалификация Награды Департамента образования и выше. ИПМ 2. Указать условие становления опыта что натолкнуло педагога на идею формирования опыта. ИПМ 3. Указать какие теории, положения, законы, закономерности творчески реализуются педагогом.

ИПМ 4. Актуальность и перспективность опыта раскрыты в критериях ППО. ИПМ 5. Новизна опыта раскрыта в критериях ППО. ИПМ 6.

Указать адресную направленность: каким педагогам рекомендовано использовать этот опыт педагогам с высокой планкой мастерства, начинающим педагогам и т. Определить область применения опыта в группах раннего возраста; в группах коррекции, на отдельных занятиях и т. ИПМ 7. Проанализировать трудоёмкость опыта.

Качество образования зависит и от директора с его заместителями в виде создания условий для повышения качества образования для учащихся и педагогических работников , и от учителя в виде обеспечения условий развития личности учащегося , и от классного руководителя в виде обеспечения взаимодействия учителей-предметников, учащихся и родителей , и от ученика в виде развития стремления к самопознанию, самовоспитанию, саморазвитию, самореализации и самопрезентации , и от родителей в виде создания в семье необходимых для учебного процесса условий. Только совместный, доверительный и взаимосвязанный диалог всех сторон образовательной деятельности приведет к высокому результату. Более детально, качество образовательного процесса синтезируется из следующих качеств: качество образовательной программы; качество потенциала педагогического состава; качества потенциала обучающихся; качества материально-технических и методических средств обучения; качества образовательных технологий и качества управления всем вышеперечисленным. Остановимся из всего этого на личности учителя. Как говорил известный русский педагог Ушинский, «в деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя».

Немецкий педагог Дистервег также отмечал, что «самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель». Каждый школьный учитель имеет свою собственную методическую систему. По-своему, опираясь на знания и опыт, решает непростые задачи современного образования. Обучая, учитель развивается и сам, его опыт становится богаче и таким образом он становится на путь профессионального успеха. Личность учителя определяется многообразием разных качеств, которые мы видим на экране. Как же определить степень профессионализма педагога? Один из возможных примеров такой оценки является профессиональный стандарт педагога. На сегодняшний день разработаны 4 профессиональных стандарта педагога: педагога учителя, воспитателя , педагога дополнительного образования, педагога-психолога и специалиста в области воспитания. Профессиональный стандарт педагога — это документ, в котором указано, что должен уметь, знать и применять в работе педагог.

Одним из необходимых умений становится непрерывное профессиональное развитие педагога. Меняется мир, изменяются дети, необходимо меняться и учителю, чтобы соответствовать требованиям современного мира и профессии. Накапливая многовековой опыт воспитания и обучения, педагоги обобщали его, систематизировали, отбирая все самое лучшее, распространяли его всевозможными способами, благодаря чему мы сегодня имеем представление о различных образовательных системах, а также смело и эффективно пользуемся ими. Что может быть педагогическим опытом? Педагогический опыт изучается и обобщается на уровне образовательного учреждения, а также на районном, областном и федеральном уровнях. Можно также выделить 3 вида обобщения педагогического опыта: практический — наиболее часто применяемый это открытые уроки, конкуры педагогического мастерства, семинары-практикумы, творческие отчеты, выставки педагогических достижений, рефераты, справки, индивидуальные консультации для коллег и родителей, наставничество ; методический — самый продуктивный это педсоветы, РМО работа методических объединений педагогов, педагогические чтения, мастер-классы, авторские школы, форумы, видео ; научный это публикации, статьи и тезисы в сборниках научно-практических конференций, размещение своих статей, разработок уроков и внеклассных мероприятий в газетах и журналах, монографии, другое. Последний научный вид обобщения, наверное, имеет один минус — затратность временного критерия так как подготовка публикаций занимает продолжительное время , но в то же время, обладает и рядом плюсов, как то комплексность опыта, его научно-теоретическое обоснование, надежная сохранность для дальнейшего использования, а также просто играет большое значение для общего развития педагогической теории и практики. Итак, я остановлюсь на создании публикаций. Прежде всего, необходимо понять, для чего они нужны, и в связи с чем вызвана необходимость их применения.

Публикация авторских материалов направлена на развитие творческой деятельности и роста профессионального мастерства педагогов, развитие и поддержку новых технологий в организации образовательного процесса, обмен инновационным педагогическим опытом. Очевидно, что главная цель публикаций — помочь коллегам в их работе, обмен опытом. Ежедневно сотни и тысячи учителей приходят в классы к своим ученикам и преподают одни и те же темы, работают по одним и тем же учебникам. И, если учитель, готовясь к новой теме, не нашел подходящий на его взгляд материал в методической литературе, а потрудился разработать интересный урок или подготовить какую-то особенную презентацию или видеоурок самостоятельно, то почему бы не поделиться этим с коллегами? В такой помощи нуждаются не только начинающие учителя, но и опытные. Поскольку по-настоящему хороший и качественный материал поможет сократить время подготовки к урокам.

Обобщение педагогического опыта, его описание, уровни практический, научный, методический. Соотнесение уровней и формы обобщения: 1. Практический, формы обобщения: открытый урок, семинар-практикум, творческий отчет, выставка, реферат, справка. Методический, формы обобщения: педагогические чтения, мастер-классы, авторская школа, видео, другое. Научный, формы обобщения: публикации, статьи, тезисы, в сборниках научно-практических конференций, монографии, другое. Человек постоянно стремился быть оцененным по заслугам и придумывал самые разнообразные способы представления информации о личностных достижениях: автобиографические записки, дневники, личные альбомы. Сегодняшний день диктует быстрый ритм жизни, поэтому мы должны научиться емко и оригинально представлять информацию о себе, используя самые оперативные средства коммуникации. Умение транслировать свой профессиональный опыт является обязательным для современного работника любой сферы деятельности. Для учителя - это не только обязательное качество, свидетельствующее о его профессиональной компетентности и соответствии занимаемой должности, но и инструмент саморазвития. Одной из целей совершенствования образования на современном этапе развития нашего общества является повышение качества образования. Без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения передового опыта, повышения профессионализма педагога этого достичь невозможно. Утверждение К. Ушинского о том, что «учитель живет до тех пор, пока учится», в современных условиях приобретает особое значение. Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы. С процессом освоения опыта связаны такие процессы как «внедрение», «трансляция», распространение», «обмен». В этом понятийном поле сегодня появился еще один термин — диссеминация. Этим понятием обозначается особый способ распространения и освоения опыта, адекватный конкретным потребностям его реципиентов и имеющий характер «выращивания». Диссеминация позволяет распространить инновационную практику на самые широкие массы, адаптируя, а иногда и развивая различные элементы инновационной разработки или инновационную систему в целом. Итак, что же такое диссеминация в образовании, каковы ее формы и контексты существования?

Основная часть, включает само исследование, его результаты, практические рекомендации. Важнейшим элементом работы над статьей является представление результатов работы.. Необходимо представить результаты в наглядной форме: в виде таблиц, графиков, диаграмм. Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы. В заключении, как правило, автор исследования суммирует результаты осмысления темы, выводы, обобщения и рекомендации, которые вытекают из его работы, подчеркивает их практическую значимость, а также определяет основные направления для дальнейшего исследования в этой области знаний. Выводы вместо заключения обычно пишутся, если статья основа на экспериментальных данных и является результатом многолетнего труда. Выводы не могут быть слишком многочисленными. Достаточно трех-пяти ценных выводов, полученных в итоге нескольких лет работы над темой. Выводы должны иметь характер тезисов. Их нельзя отождествлять с аннотацией, у них разные функции. Выводы должны показывать, что получено, а аннотация — что сделано. Список литературы — это перечень книг, журналов, статей с указанием основных данных место и год выхода, издательство и др. Ссылки в статье на литературные источники можно оформить тремя способами: 1 выразить в круглых скобках внутри самого текста это может быть газетный или журнальный материал ; 2 опустить в нижнюю часть страницы с полными выходными данным; 3 указать в квадратных скобках номер источника и страницу из алфавитного списка литературы. Библиографическое описание документов, включенных в список использованной литературы, составляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7. Важно помнить: при отправлении статьи на серьезный академический журнал необходимо соблюдать общую структуру составления статьи с подписыванием подзаголовок структуры статьи. Некоторые издатели, обычно это в сборниках материалов конференций, если не позволяет объем страниц статьи, не акцентируют на подписывание разделов, то есть текст идет целиком отдельными абзацами. Правила цитирования Цитата является точной, дословной выдержкой из какого-либо текста, включенного в собственный текст.

Рекомендуемые материалы

  • Рекомендации по обобщению и описанию собственного опыта педагогической деятельности.
  • Передовой педагогический опыт - это... Описание системы, особенности
  • Передовой педагогический опыт
  • Обобщение передового педагогического опыта работы — Студопедия
  • Библиотека
  • Рекомендации по обобщению опыта - Сайт учителя истории Аюровой Татьяны Ивановны

Технология обобщения передового педагогического опыта в форме публичного выступления

это практика, содержащая в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, это высокое мастерство учителя, т.е. такая работа, которая дает наилучший педагогический результат. Передовой педагогический опыт • Заимствование опыта – творческий процесс • Поэтому освоение опыта нередко превращается в его модификацию, переработку и даже разработку на основе известного образца своего, авторского варианта. Оформите свою работу в соответствии с выбранной формой обобщения. Следует отметить, что педагогический опыт может быть обобщен и описан как в целом (системой), так и отдельными компонентами. Обобщение передового педагогического опыта (далее ППО) – неотъемлемая часть методической работы организации образования. Под понятием «передовой опыт» надо понимать новые или улучшенные приемы и методы работы, формы деятельности. Учебное пособие по теме: Передовой педагогический опыт, его значение на современном этапе развития общества критерием передового педагогического опыта выступает его актуальность, которая выражается в соответствии опыта современным тенденциям.

Пропаганда, распространение и внедрение передового педагогического опыта

это не временная кампания, не эпизодическое мероприятие, проводимое раз в году в виде научно-практической конференции или педагогических чтений, а обязательный элемент повседневной. 8. В заключение выступления необходимо указать на те трудности, которые встретились в ходе работы по данной проблеме, и показать влияние передового педагогического опыта на совершенствование воспитательно-образовательного процесса в данном ДОУ (группе). Такой педагогический опыт важен, потому, что он прокладывает новые пути в педагогической практике и науке. Поэтому новаторский опыт в первую очередь подлежит анализу, обобщению и распространению. 2. Методический – (рассказ) уровень обобщения состоит из научно-теоретического обоснования, выделения ведущей педагогической идеи опыта, характеристики условий развития опыта, анализа результативности работы, подготовки методических разработок и рекомендаций.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий