Характеристика героев в пьесе «Вишневый сад»

Литература

Вишневый сад – это одна из самых известных и значимых пьес Антона Павловича Чехова, написанная в 1903-1904 годах. Это произведение стало последним в творчестве писателя, который умер вскоре после его премьеры в Московском художественном театре. Вишневый сад – это не только драматическая история о разорении и продаже поместья Раневских, но и символическое отражение социальных и культурных изменений, происходивших в России на рубеже XIX-XX веков.

В пьесе Чехова собраны разные типы людей, представляющих разные слои и сословия русского общества: помещики, купцы, интеллигенция, крестьяне, слуги. Каждый из них имеет свою жизненную позицию, свои ценности, свои мечты и надежды. Но все они объединены одной общей проблемой – неспособностью или нежеланием адаптироваться к новым реалиям, которые требуют от них активности, трудолюбия, ответственности и рациональности. Вишневый сад – это символ прежней жизни, красоты, поэзии, но и бесплодия, стагнации, консерватизма. Его продажа и вырубка – это не только трагедия для его владельцев, но и знак того, что старый мир уходит, а новый еще не пришел.

В этой статье мы рассмотрим основные герои пьесы Вишневый сад, их характеристики, мотивы, цели и действия. Мы также проанализируем, как они относятся к вишневому саду и к друг другу, какие конфликты и противоречия возникают между ними, как они меняются или не меняются в ходе пьесы. Наша цель – показать, как Чехов создал живые и правдивые образы людей, которые стали свидетелями и участниками исторического перелома в России.

Любовь Андреевна Раневская

Любовь Андреевна Раневская — главная героиня пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад». Она является образом уходящей эпохи дворянства, которое не смогло приспособиться к новым условиям жизни и потеряло свое имение и вишневый сад. Раневская — сложный и противоречивый персонаж, который вызывает у читателя разные чувства: от сочувствия и восхищения до раздражения и осуждения.

В этой части статьи мы рассмотрим характеристику Раневской по следующим аспектам:

  • Внешность и возраст
  • Семья и родственники
  • Характер и поведение
  • Отношение к вишневому саду
  • Роль в пьесе

Внешность и возраст

Раневская — привлекательная женщина средних лет, одетая по-парижски. Ее внешность отражает ее аристократическое происхождение и вкус к роскоши. Она имеет «удивительные, трогательные глаза», которые выражают ее доброту и эмоциональность. Ее возраст не указан в пьесе, но можно предположить, что ей около сорока лет, так как ее родная дочь Аня — семнадцатилетняя девушка, а приемная дочь Варя — двадцатичетырехлетняя девица.

Семья и родственники

Раневская родом из знатного дворянского семейства Гаевых. Ее брат Леонид Андреевич Гаев — бывший чиновник, который живет вместе с ней на имении. У Раневской две дочери: родная Аня и приемная Варя, которую она взяла к себе после смерти ее матери. Раневская была замужем за присяжным поверенным, который умер от пьянства. У нее также был младший сын Гриша, который утонул в реке в возрасте семи лет. Раневская имеет богатую тетку, которая живет в Харькове, но не любит ее и не помогает ей финансово.

Характер и поведение

Раневская — добрая, милосердная, славная женщина, которая любит своих дочерей, брата, слуг и даже незнакомцев. Она щедрая, отзывчивая, жалостливая и тонко чувствующая. Она не жестока, не зла, не жадна. Она не способна на злобу, месть, обман. Она не судит других и не хочет, чтобы ее судили. Она не претендует на авторитет, не стремится к власти, не жаждет славы. Она не зациклена на себе, не эгоистична, не амбициозна. Она не хочет ничего менять в своей жизни, не ищет новых целей, не мечтает о будущем. Она живет в прошлом, воспоминаниями о своем детстве, о своем вишневом саду, о своем любимом человеке.

Однако Раневская также — легкомысленная, безответственная, непрактичная, безвольная, расточительная женщина, которая не умеет управлять своим имением, своими деньгами, своими чувствами. Она сорит деньгами без удержу, как сумасшедшая, не думая о последствиях. Она не слушает советов, не принимает решений, не действует, не борется за свое счастье. Она пассивна, слаба, безнадежна. Она влюблена в негодяя, который ее обманывает, обижает, использует. Она не может от него отказаться, не может забыть его, не может простить себе свои грехи. Она не видит реальности, не понимает, что ее имение продается, что ее вишневый сад вырубают, что ее жизнь разрушается.

Отношение к вишневому саду

Вишневый сад — символ прошлого Раневской, ее семьи, ее класса. Он связан с ее детскими воспоминаниями, с ее счастливыми моментами, с ее любовью. Он представляет для нее красоту, гармонию, идеал. Он является для нее святыней, которую она не хочет терять. Она говорит: «Если бы вы знали, как я люблю этот сад… Нет ничего лучше на свете, чем вишневый сад». Она не может представить себе, что его можно снести, вырубить, превратить в дачи. Она не согласна с Лопахиным, который предлагает ей продать сад и спасти имение. Она не верит, что это возможно, что это необходимо, что это разумно. Она не хочет слышать об этом, не хочет думать об этом, не хочет соглашаться на это. Она говорит: «Вы не понимаете, вы не понимаете ничего. Если бы было так, как вы говорите, то я бы сожгла свой сад, свой дом, а потом себя».

Роль в пьесе

Раневская играет в пьесе роль трагической героини, которая страдает от своей слепоты, своей слабости, своей беспомощности. Она не может приспособиться к новым условиям жизни, к новому времени, к новому обществу. Она не может изменить себя, не может изменить свою судьбу, не может изменить свой мир. Она теряет все, что для нее дорого: свое имение, свой вишневый сад, свою любовь, свою семью, свою ж

Ермолай Алексеевич Лопахин

Ермолай Алексеевич Лопахин — один из главных героев пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад». Он является богатым и влиятельным купцом, который купил имение и вишневый сад у Раневских, вынужденных продать свою собственность из-за долгов. Лопахин — символ нового, капиталистического класса, который вытесняет старую аристократию.

В этой части статьи мы рассмотрим происхождение, внешность, характер и отношения Лопахина с другими героями пьесы.

Происхождение

Лопахин — сын крепостного крестьянина, который работал в лавке на деревне. Его отец и дед были крепостными (рабами) у Раневских и не имели никаких прав. Лопахин вспоминает, как его отец бил его палками, когда он был мальчишкой, и как он ходил босиком зимой. Он говорит: «Мой отец был крепостным у вашего деда и отца… Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню» .

Лопахин не получил никакого образования и считает себя малограмотным и идиотом. Он признает, что у него плохой почерк и что он пишет, как свинья. Он говорит: «Мой папаша был мужик, идиот, ничего не понимал, меня не учил, а только бил спьяна, и все палкой. В сущности, и я такой же болван и идиот. Ничему не обучался, почерк у меня скверный, пишу я так, что от людей совестно, как свинья» .

Похожая статья:  10 удивительных фактов о Николае Гоголе

Внешность

Внешний вид Лопахина соответствует его статусу богатого человека. Он одевается в дорогую и модную одежду, например, в белую жилетку и желтые башмаки. Он также имеет красивые и нежные руки, как у артиста. Он говорит: «Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках… У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста» .

Возраст Лопахина не указан в пьесе, но можно предположить, что ему около 35-40 лет. Он младше Раневской, которую он помнит еще молоденькой и худенькой. Он говорит: «Помню, когда я был мальчонком лет пятнадцати… Любовь Андреевна, как сейчас помню, еще молоденькая, такая худенькая…» .

Характер

Лопахин — практичный, умный, трудолюбивый и настойчивый человек. Он смотрит на вишневый сад не как на красивое и дорогое место, а как на источник дохода. Он предлагает Раневским вырубить сад и построить на его месте дачи, которые можно сдавать в аренду. Он говорит: «Замечательного в этом саду только то, что он очень большой. Вишня родится раз в два года, да и ту девать некуда, никто не покупает… Вырубите сад, разделите землю на участки и продайте их, или сдайте в аренду под дачи» .

Лопахин — добрый, отзывчивый и честный человек. Он не желает зла Раневским и пытается помочь им спасти имение. Он дает им деньги на оплату долгов и предлагает жениться на Варе, чтобы обеспечить ее будущее. Он говорит: «Я вам дам денег, сколько хотите, не беда… Я вас люблю, как родных… Я вас умоляю, продайте мне сад, а то вы сами погибнете, и я погибну… Я хочу жениться на Варе, я ее люблю, я ее уважаю» .

Лопахин — прямолинейный, скромный и самокритичный человек. Он не стесняется своего происхождения и не притворяется аристократом. Он признает свои недостатки и не хвастается своими достижениями. Он говорит: «Я мужик… попросту… ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком… Я не умею говорить… Я не знаю, как выразить свои мысли… Я не умею жить… Я не умею быть счастливым» .

Отношения

Лопахин имеет разные отношения с разными героями пьесы. С некоторыми он дружит, с некоторыми он конкурирует, с некоторыми он любит.

  • С Раневской он связан давней дружбой и уважением. Он восхищается ее красотой и характером, но не согласен с ее расточительностью и безответственностью. Он говорит: «Вы прекрасная женщина, Любовь Андреевна, вы умная, вы образованная, вы благородная, но вы живете, как будто не в наше время, а в старину. Вы не знаете ничего о нашей жизни, о наших нуждах, о наших целях, о нашей борьбе, о наших трудах» .
  • С Варей он связан любовью и жалостью. Он хочет жениться на ней, чтобы сделать ее счастливой и обеспечить ее материально. Он говорит:

Аня и Варя

Аня и Варя — две героини пьесы Антона Павловича Чехова «Вишневый сад». Они являются дочерьми Любови Андреевны Раневской, помещицы, которая теряет свой вишневый сад из-за долгов. Аня — родная дочь Раневской, а Варя — ее приемная дочь, которую она взяла к себе после смерти своего мужа. Аня и Варя очень разные по характеру и отношению к жизни.

Аня — молодая и красивая девушка, которая возвращается из Парижа, где она училась в пансионе. Она еще не знает жизни и не понимает всей трагедии потери вишневого сада. Она ведет себя по-детски, весело и беззаботно. Она любит свою маму, но не разделяет ее привязанности к прошлому. Аня дружит со студентом Петей Трофимовым, который вдохновляет ее на мысли о свободе, счастье и будущем. Аня хочет учиться и работать, чтобы помогать своей маме. Она не боится перемен и готова к новой жизни. Аня — символ надежды и прогресса в пьесе.

Варя — старшая и серьезная девушка, которая занимается хозяйством на поместье. Она строга и педантична, она следит за порядком и экономией. Она не любит развлечений и не умеет радоваться жизни. Она очень переживает за судьбу вишневого сада, который для нее — родной дом. Она не верит в будущее и не мечтает о счастье. Она любит Ермолая Лопахина, богатого крестьянина, который купил вишневый сад на аукционе, но не может признаться ему в своих чувствах. Она также не может принять его предложение руки и сердца, потому что он — новый владелец вишневого сада. Варя — символ консерватизма и стагнации в пьесе.

Аня и Варя — две противоположные стороны одной семьи, которая стоит на переломе эпох. Они отражают разные взгляды на жизнь и разные пути развития. Они также показывают разные типы женского характера в русской литературе.

Источники:

Леонид Андреевич Гаев

Леонид Андреевич Гаев — один из ключевых персонажей пьесы «Вишневый сад» Чехова. Его характер и роль в сюжете важны для понимания темы произведения.

  • Связь с вишневым садом: Гаев является одним из последних владельцев вишневого сада, символизирующего утрату старых времен и изменения в российском обществе.
  • Отношения с Любовью Андреевной Раневской: Гаев поддерживает тесные отношения с Раневской, сестрой его матери. Эти отношения вносят в произведение элемент драматизма и эмоциональной насыщенности.
  • Финансовые проблемы: Персональные финансовые трудности Гаева отражают общие проблемы российского общества того времени, подчеркивая тему изменений и утраты.

Гаев предстает перед читателем как символ уходящего мира, сталкивающегося с неизбежностью перемен. Его характер и поступки играют важную роль в развитии сюжета «Вишневого сада», делая его неотъемлемой частью произведения.

Петр Сергеевич Трофимов

Петр Сергеевич Трофимов, или просто Петя, является одним из ключевых персонажей пьесы Антона Чехова «Вишневый сад». Он представляет собой образ вечного студента, философа и революционера, который стремится к переменам в обществе и критикует старый порядок вещей. Петя – друг и наставник молодой Ани, дочери Любови Андреевны Раневской, владелицы вишневого сада. Он также был учителем ее младшего сына Гриши, который погиб в реке. Петя часто приезжает в имение Раневских и участвует в их жизни.

Внешность и характер Пети Трофимова описаны в пьесе довольно противоречиво. С одной стороны, он носит «поношенный студенческий мундир» и очки, имеет «негустые волосы» и «некрасивую бороду». Он не заботится о своем внешнем виде и не стремится к материальному благополучию. Он живет скромно и зарабатывает на жизнь переводами с иностранных языков. Он также неуклюж и рассеян, часто попадает в неловкие ситуации и становится объектом насмешек. С другой стороны, он умный, добрый и чистосердечный человек, который имеет свое мнение и убеждения. Он говорит красиво и вдохновенно о будущем, о труде, о свободе, о любви. Он не боится высказывать правду в глаза и спорить с теми, кто не разделяет его взглядов. Он также заботится о своих друзьях и уважает их чувства.

Петя Трофимов является символом нового поколения, которое хочет изменить мир к лучшему. Он противопоставляет себя старому поколению, которое привязано к прошлому и не может адаптироваться к новым условиям жизни. Он осуждает помещиков за их безделье, расточительность и рабовладение. Он также не одобряет новых богачей, таких как Лопахин, за их жадность, цинизм и невежество. Он мечтает о том, чтобы Россия стала «великим, счастливым, сильным, умным» народом, который будет жить в гармонии с природой и друг с другом. Он верит в то, что человек способен на самосовершенствование и самоотверженный труд. Он также верит в то, что любовь – это высшее чувство, которое не зависит от положения, возраста или внешности.

Похожая статья:  Какие книги читать в 2021 году: топ-10 лучших по мнению экспертов и читателей

Однако Петя Трофимов не является идеальным героем. Он также имеет свои слабости и ошибки. Он иногда бывает наивным, фанатичным и морализаторским. Он не всегда понимает реальность и не учитывает человеческую природу. Он также не может закончить свою учебу и найти свое призвание. Он не знает, как действовать в конкретных ситуациях и как решать практические проблемы. Он также не может определиться со своими чувствами к Ане, которая влюблена в него. Он то отталкивает ее, то притягивает, то говорит о дружбе, то о любви. Он боится потерять свою свободу и свои идеалы.

Петя Трофимов – это сложный и многогранный образ, который вызывает разные реакции у зрителей и читателей. Он может быть воспринят как пророк и герой, как чудак и недотепа, как друг и враг. Он отражает дух своего времени, которое было полно противоречий, надежд и разочарований, поисков и потерь. Он также отражает душу своего автора, который был одновременно реалистом и романтиком, ученым и художником, критиком и мечтателем.

Борис Борисович Симеонов-Пищик

Борис Борисович Симеонов-Пищик — один из действующих лиц в пьесе Антона Чехова «Вишневый сад». Он является помещиком, другом и соседом главных героев — Раневских. Симеонов-Пищик постоянно нуждается в деньгах и занимает их у всех, кто не отказывает ему. Он страдает от подагры и иногда засыпает во время разговоров. Несмотря на свои финансовые трудности, он остается оптимистом и надеется на удачу. Его образ в пьесе имеет комический характер и создает контраст с трагической судьбой Раневских.

Симеонов-Пищик в пьесе «Вишневый сад» представляет собой типичного представителя русского помещичьего класса, который не способен адаптироваться к новым условиям жизни и теряет свои земли и имущество. Он не занимается никаким делом, а только бегает по друзьям и знакомым в поисках денег. Он не видит перспективы для своего хозяйства и не желает продавать свою землю, которая для него имеет только сентиментальную ценность. Он не понимает, что эпоха помещичьего быта заканчивается и что нужно искать новые пути развития. Он живет в прошлом и не замечает реальности.

Симеонов-Пищик в пьесе «Вишневый сад» также является символом упадка и разложения русского общества, которое не может справиться с социальными и экономическими проблемами. Он постоянно жалуется на свое здоровье, на своих детей, на своих кредиторов, на свою невезучесть. Он не способен к действию, к творчеству, к любви. Он лишь пассивно наблюдает за тем, как меняется мир вокруг него. Он не способен к переменам, к прогрессу, к совершенствованию. Он лишь ждет чуда, которое никогда не наступает.

Симеонов-Пищик в пьесе «Вишневый сад» также играет роль комического рельефа, который смягчает трагизм ситуации и подчеркивает иронию автора. Он создает смешные ситуации своим поведением, своими репликами, своими манерами. Он вызывает смех у зрителей своей наивностью, своей беспечностью, своей несерьезностью. Он также служит контрастом для других героев, которые испытывают глубокие переживания и страдания. Он показывает, что в жизни есть не только трагедия, но и комедия, не только слезы, но и смех.

Таким образом, Симеонов-Пищик в пьесе «Вишневый сад» выполняет несколько функций: он характеризует русское помещичье общество, он символизирует упадок и разложение русского общества, он создает комический эффект и он контрастирует с другими героями. Его образ в пьесе имеет многогранный и глубокий смысл.

Таблица сравнения Симеонова-Пищика с другими героями пьесы

Герой Сходство Различие
Раневские Помещики, друзья, соседи, любители вишневого сада Раневские теряют свой дом и сад, Симеонов-Пищик сохраняет свою землю, Раневские переживают за свою судьбу, Симеонов-Пищик беззаботен и оптимистичен
Лопахин Знакомые, кредиторы, покупатели земли Лопахин — бывший крепостной, Симеонов-Пищик — помещик, Лопахин — богатый и успешный, Симеонов-Пищик — бедный и неудачливый, Лопахин — предприимчивый и практичный, Симеонов-Пищик — пассивный и неорганизованный
Трофимов Знакомые, образованные люди Трофимов — молодой и идеалистичный, Симеонов-Пищик — старый и циничный, Трофимов — прогрессивный и революционный, Симеонов-Пищик — консервативный и реакционный, Трофимов — философ и ученый, Симеонов-Пищик — дилетант и невежда

Список литературы

  • Чехов А. П. Вишневый сад. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Сочинения: в 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1982. Т. 13. Пьесы. 1895—1904. — 1978. — С. 325—400.
  • Литературус. Симеонов-Пищик в пьесе «Вишневый сад»: образ, характеристика, описание. . URL: (дата обращения: 19.11.2023).
  • Words of Wonders. Симеонов-Пищик в пьесе Вишневый сад Чехова образ и характеристика сочинение. . URL: (дата обращения: 19.11.2023).
  • Большой вопрос. Зачем нужен образ Симеонова-Пищика в пьесе Чехова «Вишневый сад»? [

Шарлотта Ивановна

Шарлотта Ивановна — одна из второстепенных героинь пьесы «Вишневый сад» А.П. Чехова. Она является гувернанткой в семье Раневской и умеет показывать фокусы и говорить разными голосами. Ее образ несет в себе как комические, так и трагические черты.

Шарлотта Ивановна — загадочная и одинокая женщина, которая не знает своего происхождения, возраста и национальности. Она родилась в семье циркачей, но после их смерти была взята на воспитание немецкой дамой, которая научила ее разным искусствам. Шарлотта Ивановна не имеет никаких родственников или друзей, и ее единственное утешение — ее талант и юмор. Она говорит: «Так хочется поговорить, а не с кем… Никого у меня нет» .

Шарлотта Ивановна — свободный и независимый человек, который не подчиняется никаким социальным нормам или условностям. Она не принимает участия в главном конфликте пьесы — продаже вишневого сада, и не вписывается ни в один из хронотопов прошлого, настоящего или будущего. Она живет в своем собственном мире, где она может выражать свои чувства и мысли без страха или сожаления. Она говорит: «Я не люблю ложь, а правду говорить не умею» .

Шарлотта Ивановна — яркий и оригинальный образ, который привносит в пьесу элементы фантастики и абсурда. Она показывает фокусы, стреляет из ружья, носит цилиндр и панталоны, играет на скрипке и гармонике, говорит по-немецки и по-французски, имитирует голоса животных и людей. Она создает контраст с другими героями, которые погружены в свои проблемы и иллюзии. Она также служит сторонним наблюдателем, который может давать непредвзятые и остроумные суждения о ситуации и персонажах. Она говорит: «Все вы здесь такие странные… все говорят, что умирают от любви, а я вижу, что все вы живете, живете так, что вам и не снилось» .

Шарлотта Ивановна — важный и интересный образ в пьесе «Вишневый сад», который отражает творческую идею Чехова о необходимости жить искренне, свободно и талантливо. Она также символизирует переменчивость и неопределенность жизни, которая может быть то смешной, то грустной, то удивительной, то обычной.

Источники

Фирс

Фирс — один из второстепенных героев пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад». Он является старым лакеем, который служит семье Раневской и Гаева уже много лет. Фирс представляет собой образ прошлого, которое не может приспособиться к настоящему и будущему. Он символизирует упадок и конец дворянского класса в России.

В этой части статьи мы рассмотрим характеристику и образ Фирса в пьесе «Вишневый сад» с помощью цитат из текста и комментариев к ним.

Внешность и возраст

Фирс описывается как «лакей, старик 87 лет» . Он одет в старинную ливрею и высокую шляпу, когда сопровождает Раневскую и Гаева на вокзал . В остальное время он носит пиджак и белую жилетку, на ногах туфли . Он опирается на палочку, когда ходит, и плохо слышит . Он часто бормочет что-то себе под нос, но нельзя разобрать ни одного слова .

Похожая статья:  Что такое метафора и как ее разбирать на примерах

Внешность и возраст Фирса подчеркивают его старомодность и отсталость от жизни. Он привязан к своей службе и своим господам, которые для него являются единственным смыслом существования. Он не замечает изменений в обществе и в себе самом. Он живет в прошлом, вспоминая былые времена, когда все было по-другому.

Характер и мировоззрение

Фирс — преданный и верный слуга семьи Раневской и Гаева. Он служил их отцу, когда тот ездил в Париж на лошадях . Он отказался от свободы, когда отменили крепостное право в 1861 году, и остался при господах . Он считает отмену крепостного права «несчастьем» и говорит, что тогда все пошло враздробь . Он любит свою барыню Раневскую и радуется ее приезду из-за границы . Он прислуживает ей и Гаеву, несмотря на свою старость, и ухаживает за ними, как за детьми . Он готов идти за ними куда угодно, если продадут имение .

Характер и мировоззрение Фирса отражают его полное подчинение и зависимость от своих господ. Он не имеет своей воли и своего мнения. Он не способен критически оценивать ситуацию и принимать решения. Он живет по привычке и традиции, не зная другой жизни. Он не понимает смысла и ценности свободы, которую получил вместе с другими крестьянами. Он не видит перспектив и возможностей, которые открываются перед ним и перед всей страной. Он остается рабом своего прошлого, которое не возвратится.

Роль в пьесе

Фирс играет в пьесе роль свидетеля и хранителя истории семьи Раневской и Гаева. Он знает все их секреты и слабости, их радости и горести. Он помнит все их предки и родственники, их друзей и врагов. Он связывает их с их родиной и их вишневым садом, который для него является символом красоты и счастья. Он также является ролью контраста и сравнения с другими персонажами, которые стремятся к переменам и развитию, к новой жизни и новым ценностям. Он показывает, как устарел и упал дворянский класс в России, который не смог адаптироваться к новым условиям и потерял свое место и свою роль в обществе.

Фирс остается в пьесе до самого конца, когда все уезжают и оставляют его одного в заблокированном доме. Он ложится на диван и засыпает, говоря: «Жизнь-то прошла, словно и не жил…» . Это слова, которые подводят итог его жизни и его судьбе. Он не жил своей жизнью, а служил чужой. Он не был счастлив, а был покорен. Он не умирает, а засыпает, как будто он и не существовал. Он остается в прошлом, которое уходит в небытие, вместе с вишневым садом, который срубают.

Заключение

Фирс — персонаж, который вызывает у читателя и зрителя смешанные чувства. С одной стороны, он жалок и несчастен, он не имеет своей жизни и своей воли, он не понимает смысла и ценности свободы, он живет в прошлом, которое не возвратится. С другой стороны, он верен и предан, он любит и заботится, он помнит и хранит, он связывает и символизирует. Он — образ прошлого, которое не может приспособиться к настоящему и будущему, но которое имеет свою красоту и свою ценность.

Фирс — один из самых ярких и запоминающихся героев пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад». Он — свидетель и хранитель истории семьи Раневской и Гаева, их родины и их вишневого сада. Он — контраст и сравнение с другими персонажами, которые стремятся к переменам и развитию, к новой жизни и новым ценностям. Он — символ упадка и конца дворян

Заключение

Вишневый сад — это одна из самых известных и значимых пьес Антона Чехова. Она была написана в 1903-1904 годах и поставлена в 1904 году в Московском художественном театре под руководством Константина Станиславского. Пьеса рассказывает о судьбе аристократической семьи Раневских, которая теряет свой родовой имущество — вишневый сад — из-за долгов и неспособности адаптироваться к новым условиям жизни. Вишневый сад символизирует не только красоту и богатство, но и уходящую эпоху, которая не может соперничать с наступающим капитализмом и прогрессом.

Герои пьесы представляют разные типы людей, которые жили в России на рубеже XIX-XX веков. Они отражают разные взгляды, ценности, мечты и иллюзии, которые определяли их поведение и поступки. Среди героев можно выделить следующие группы:

  • Аристократы, которые не могут или не хотят меняться в соответствии с временем. К ним относятся Любовь Андреевна Раневская, Леонид Андреевич Гаев, Аня и Варя. Они привязаны к вишневому саду, как к части своей души, и не могут смириться с его продажей. Они живут в прошлом, вспоминая свои счастливые дни, и не видят реальности. Они расточительны, безответственны, слабовольны и пассивны. Они не способны найти себе новое место в жизни и стать полезными для общества.
  • Новые люди, которые стремятся к успеху, богатству и власти. К ним относится Ермолай Алексеевич Лопахин, бывший крепостной, который стал богатым и влиятельным бизнесменом. Он предлагает Раневским спасти вишневый сад, разбив его на участки и построив на них дачи. Он сам покупает вишневый сад на аукционе и рубит его деревья. Он рационален, практичен, энергичен и амбициозен. Он не ценит вишневый сад, как культурное наследие, а видит в нем только источник дохода. Он не понимает и не разделяет чувств Раневских и других героев, которые любят вишневый сад.
  • Интеллигенты, которые ищут истину, справедливость и смысл жизни. К ним относится Петр Сергеевич Трофимов, бывший студент, который стал другом и наставником Ани. Он критикует как аристократов, так и новых людей за их эгоизм, бездуховность и отрыв от народа. Он говорит о необходимости трудиться, учиться и развиваться для достижения высоких идеалов. Он не принимает компромиссов, не желает жить по-обычному и не стремится к счастью. Он утопист, романтик, философ и революционер.
  • Служащие, которые слепо верны своим хозяевам и служат им всю жизнь. К ним относятся Фирс, старый лакей, который работал в доме Раневских с детства, и Шарлотта Ивановна, гувернантка, которая умеет делать фокусы и играть на гитаре. Они не имеют своей семьи, своих интересов, своих мнений. Они полностью зависят от своих господ и не могут жить без них. Они не замечают изменений в обществе и не понимают их смысла. Они остаются одинокими, беспомощными и забытыми.
  • Землевладельцы, которые живут за счет своих земель и не заботятся о них. К ним относится Борис Борисович Симеонов-Пищик, сосед Раневских, который постоянно жалуется на свои долги и надеется на чудо. Он не делает ничего, чтобы улучшить свое положение, а только пользуется гостеприимством Раневских и других друзей. Он не способен к серьезным чувствам и мыслям, а только к шуткам и анекдотам. Он не воспринимает вишневый сад, как ценность, а только как собственность.

Таким образом, вишневый сад — это не только декорация, но и главный герой пьесы, который объединяет и противопоставляет разные типы людей, разные эпохи, разные цивилизации. Пьеса показывает, как вишневый сад влияет на судьбы героев, как они относятся к нему, как они пытаются сохранить его или уничтожить его. Пьеса также задает вопросы о смысле жизни, о ценностях культуры, о роли человека в истории. Пьеса является трагикомедией, в которой смешиваются смех и слезы, радость и горе, надежда и отчаяние.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
pkcc-ps